Право на качество товара означает, что продавец должен передать качественный товар. Товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостатки или существенные недостатки.
В преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей» определены понятия недостатка и существенного недостатка.
Недостаток товара это его не соответствие или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленным им порядке, в частности, стандарту; или условиям договора; или целям, для которых товар такого рода обычно используется; или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора; или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара – это неустранимый недостаток; или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени; или выявляется неоднократно; или проявляется вновь после его устранения; или другие подобные недостатки.
При покупке товара ненадлежащего качества (в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом) потребитель вправе по своему выбору потребовать (п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление своими силами или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;
- расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе предъявить любое из этих 5 требований, но только одно. При этом он вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками купленного товара. Для технически-сложных товаров есть ограничения на те требования, которые он вправе предъявить.
Срок устранения недостатков в товаре, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней (п.1. ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Требование о замене товара должно быть выполнено в течение 7 дней, в случае необходимости дополнительной проверки качества товара в течение 20 дней (п.1. ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных, потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества должно быть выполнено в течение 10 дней.
За нарушение указанных выше сроков изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, допустивший такие нарушения, уплачивает за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Следует отметить, что потребитель вправе предъявить указанные выше требования по своему выбору продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
За бесплатной юридической помощью в сфере защиты прав потребителей можно обратиться по адресу: г. Строитель, ул. Ленина д. 20. Тел. 8 47 244 (5-00-29)